Фильм с его давно уже неактуальной темой (шум вокруг организаций вроде НБП и АКМ остался в конце 90-х, а нынешние радикалы борются скорее с гей-парадами) и банальным сюжетом (этакая вариация на тему «Ромео и Джульетты») мог вызвать гнев разве что у самих нацистов за ироничные моменты в фильме. К тому же картина уже была показана на Берлинском кинофестивале, и прятать ее от общественности смысла нет, учитывая, что до широкой аудитории фильм в силу его авторского характера не доберется.
И если «Россия 88» и станет событием, то только потому, что культивирует у нас жанр так называемого mockumentary. Грубо говоря, это псевдодокументальный медиа-продукт, в котором соединяются художественная реальность с крайне реалистичной формой ее подачи. В нашем случае это home-video. Пожалуй, самый известный фильм этого жанра – «Ведьма из Блэр». Хотя попытки подделывать реальность с помощью инструментов медиа практиковались и в конце 30-х – провокационная радиопостановка «Война миров» Орсона Уэллса побудила десятки тысяч людей бежать из Нью-Джерси.
Подсмотренная жизнь
Собственно, фальсификацией действительности и занимается Бардин. Любое mockumentary за вычетом, само собой, сюжета строится на системе нарратива. Роль рассказчика в фильме играет мальчик Эдик (друзья-скины предпочитают называть его Абрамкой), который, видимо, в будущем хотел бы снимать кино. Он везде появляется с камерой, и по-хорошему занимается тем, что принято называть хроникерством. Вот Эдик снимает, как старшие друзья избивают человека в метро, вот та же компания с воздетыми десницами на фоне надписи sweet life, вот они снимают пропагандистский ролик, вечер проводят в спортзале, он же бар, он же штаб. Вездесущность и безучастность мальчика, конечно, факт спорный, но именно он фиксирует давку гастарбайтеров около МКАДа, разгром местных торговых рядом, маневры подготовительного лагеря и т.д. Сам же он за редким исключением остается по ту сторону объектива. Даже в жестком финале мальчик, как профессиональный репортер, делает выбор в пользу своего фильма, хотя повлиять на конец истории было в его силах.
Что же касается центрального события, то больше всего времени в кадре появляется фашист по имени Саша. Главный идеолог и лидер десятка скинов. Собственно, ежедневная жизнь тимуровцев заключается в том, чтобы «загасить чижика», а вечером попить пивка в спортзале. Именно из таких сцен и состоит первая половина фильма. Некий сюжет завязывается только тогда, когда Эдик, отправленный на разведку на Черкизовский рынок, замечает сестру главного героя с одним из нацменьшинств. В остальном – фильм нарезан из повседневной жизни скинов. Только однажды к Саше наведывается некий дядя, который, вручая конвертик со словами «ну там, стены покрасите», предлагает перебраться в центр. Там, дескать, и идеи глобальнее, и покровители посолиднее.
Примечательно, что роль гонца глобальных идей исполнил Андрей Мерзликин, что несколько снижает градус фальсификации. Хотя и самого Сашу сыграл Петр Федоров, известный по сериалу MTV «Клуб». Однако работа с образом и стрижка «под нолик» не сразу раскрывают это.
Что же касается идейного месседжа, то тут еще проще. Ущербность героев достигается путем контрастных сцен «идеология-быт». Вот папа недовольно смотрит на разбитую машину, на которой Саша давил чернорабочих, вот компания поет патриотичные песни с текстом «Раз, два, три, четыре, пять, / Вышел нигер погулять», хотя, конечно, больше всех резонирует сцена, в которой Эдик отрабатывает стойку «Хайль, Гитлер», а в этот момент в комнату входит мама со словами: «Где носки грязные? Я постираю их».
«Фильм вышел таким, каким и был задуман»
Отвечая на вопросы после показа, Бардин отметил, что фильм делался, прежде всего, чтобы вновь поднять вопрос о ксенофобии. По его данным в прошлом году было зарегистрировано 121 убийство, совершенное почве национальной нетерпимости. Список жертв, кстати, идет в конце фильма, остроумно заменяя собой привычные титры. Касаемо своих героев и проблемы в целом, Бардин рассказал, что сегодня фашизм – «крайне удобная система, для выявления врага, на котором можно вымещать любую негативную энергию. И бедная молодежь, культивирующая эту ненависть, просто путает причинно-следственные связи. И если уж говорить о миграционной политике, то тут надо обращаться к Лужкову, а не к нацистам».
На фоне этих слов фильм, конечно, выглядит популизмом, однако, думается, сюжет из жизни скинов более понятен, нежели расследовательская журналистика вокруг мэрии. Кстати, по образованию Бардин журналист. В 1998 окончил журфак МГУ, после работал на ОРТ, РТР и ТВ-6. Далее переквалифицировался в сценариста, написав сюжеты для сериалов «Холостяки» и того самого «Клуб».
Овен
Завтра
Возможно пробуждение эмоциональных комплексов, сложные отношения с женщинами, особенно в семье. Могут возникнуть трудности с рапределением семейного бюджета. Экономность, характерная для дневных часов, с приходом вечера может превратиться в расточительность. У вас могут появиться проблемы, если вы ставите свои личные вкусы впереди нужд своих близких. Возможна бессонница. Если сон откажется приходить к вам в положенный час, то вы можете заняться какой-либо работой, либо посвятить часть ночного времени размышлениям, оригинальным замыслам, мечтам.
только ночью пришли мудки,
принесли мне назад пятаки
-извените, но с нами беда
мы забыли который куда,
который пятак на кушак который пятак колпак
который пятак так.
мудки